Қоңырау тегін

Как микрофинансовые организации развивают финтех в Казахстане

Глава группы компаний TAS GROUP, в которую входит бренд TAS CREDIT, Дулат Тастекей и начальники ИТ департаментов Айдын Сапашев и Еркебулан Курышбай рассказывают о развитии IT-направления в МФО.

Не секрет, что за прошедшие 10 лет Казахстан сделал огромный скачок в области IT. Отечественный финтех-сектор может стать ключевым драйвером экономики, поэтому государство уделяет большое внимание развитию IT-отрасли.

«Вы знаете, я уделяю повышенное внимание вопросам цифровизации и внедрения инноваций. Перед нами стоит стратегически важная задача – превратить Казахстан в IT-страну. Достижения в сфере цифровизации у нас имеются – мы в числе мировых лидеров по индексу развития электронного правительства и финтеха», – заявил Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана 1 сентября 2023 года.

Микрофинансовые организации, несмотря на меньший масштаб по сравнению с банками второго уровня, стараются не только не отставать, но и быть более гибкими и технологичными, предоставляя самые удобные и технологичные продукты потенциальному потребителю.

Развитие финтех услуг в Казахстане

Финтех-рынок Казахстана стал одним из самых динамичных в СНГ. Если раньше казахстанские компании переводили в цифровой формат только платежные услуги, то теперь спектр финансовых решений в IТ стал намного шире, пишет, например, российский Forbes.

Финтех-компании и альтернативные финансовые игроки продолжают отвоевывать потребителей. По словам сооснователя red_mad_robot Central Asia Агиис Конкабаевой, к 2035 году 90% всех транзакций в Казахстане будет осуществляться с использованием онлайн-сервисов, и до 30% кредитов для юридических и физических лиц будут онлайн.

Когда говорят о развитии финтех-услуг в Казахстане, в первую очередь имеют в виду расширение возможностей мобильных приложений банков второго уровня. Поэтому предлагаю рассмотреть микрофинансовую организацию в качестве IT-стартапа на примере группы компаний TAS GROUP, в которую входит бренд TAS CREDIT.

МФО как успешный кейс развития IT-стартапа

Развитие IT-сферы в TAS GROUP зародилось с момента основания компании. И сейчас это большая группа компаний, которая интегрируется с новыми сервисами и занимается разработкой inhouse-проектов. У нас есть два больших направления – Департамент информационных технологий и Департамент развития проектов и процессов.

Оба этих подразделения работают над одной большой миссией компании – создавать финансовые возможности для достижения целей, используя инновационные решения. В этом направлении работают 70 инженеров и разработчиков узкой квалификации. В их задачи входит общая автоматизация, цифровизация процессов, разработка новых инновационных систем и решений в финансовой отрасли. Большая часть (80%) бизнес-процессов автоматизированы, и у нас большое количество собственных разработок и модификаций, которые помогают нам в принятии сложных решений, упрощении работы и создании более творческой атмосферы для внедрения новых инструментов.

В IT-направлении TAS GROUP работают бэкэндеры, разработчики баз данных и фронтендщики, разработчики мобильного приложения, бизнес-аналитики, продакты, проджекты и дизайнеры. За работой всех процессов следят scrum-мастера. Спринты двухнедельные. Также у нас есть специалисты технической поддержки, которые помогают в быстрой работе сотрудников в любой точке наших отделений и филиалов. Схема работ внутренних систем TAS GROUP

Отдельно хочется отметить, что для управления бизнесом менеджмент Компании использует отчетность в PowerBI, которая собирает информацию из всех наших информационных систем. Отчетность в PowerBI оперативно раскрывает всю необходимую информацию для принятия решений. Она позволяет держать руку на пульсе.

Инициация новых проектов производится по запросу бизнеса. К примеру, для большей удовлетворенности клиентов и их удобства в 2022 году мы инициировали разработку проекта «Личный кабинет» – это инструмент для посткредитного обслуживания клиентов, детализации условий по залогам, где можно выводить справки, удаленную оплату, частичное или полное досрочное погашение.

В «Личном кабинете» зарегистрировано порядка четырех тысяч человек. Теперь мы ведем разработку омниканальности в браузерной и мобильной версиях.

Второе направление – TASLAB, через который мы интегрируемся с государственными сервисами для быстрого и легкого доступа ко всевозможным данным для упрощения одобрения займа. Перед подключением данного сервиса мы получили аккредитацию у Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана, а также есть одобрение со стороны Оперативного центра информационной безопасности по использованию данных с согласия клиента.

В рамках третьего большого направления мы автоматизировали все отчетности для регулятора и внутренней отчетности. Наша программа автоматически считывает провизию,когда другие МФО вообще не хотят разбираться с этой историей, из-за сложности внутренних процессов. Также мы кастомизировали собственную систему учета и CRM для Узбекистана исходя из норм системы учета и ведения хозяйственной части бухгалтерии Узбекистана.

Четвертое по счету, но не по значимости, направление – мобильное приложение TAS ONLINE для клиентов и внутреннее приложение для менеджеров. Мы запустили этот проект в 2018 году. В начале 2024 года выйдет новая версия TAS ONLINE 2.0, которое будет дополнено всем функционалом «Личного кабинета» и дополнена интеграциями с разными сервисами для бизнеса и автовладельцев. 

В направлении развития HR-бренда, мы автоматизировали процесс контроля дисциплины сотрудников. С помощью нашего HR-бота больше не нужно заполнять лишние бумаги для того, чтобы отпроситься с работы или уйти на удаленку. Мы видим, кто опаздывает и на сколько, кто работает из офиса, кто из дома, или кто сейчас в отпуске. При мотивации сотрудников по итогам работы, данные с HR-бота являются решающими при принятии решения по поводу конкретного человека или отдела. Например, сотрудник, который постоянно опаздывает, не может участвовать в программе обучения в Гарварде. 

Но и это не все. Параллельно мы работаем над интеграцией, техподдержкой и автоматизацией сервисов FinCore, Power BI, Bitrix, а также над мобильным приложением для оценки и коллекшена, которые автоматизировали бизнес-процессы и во многом, упростили работу нашим коллегам. К тому же среди наших проектов есть сервис электронного подписания документов через QR и многие другое.

Все сервисы, так или иначе, связаны с учетной системой собственной разработки FinCore, которая поддерживает рост Компании, предоставляя широкие возможности по линейке продуктов и основным бизнес-процессам.

За долгие годы нашей работы мы набили большое количество «шишек» и работаем над обновлением и улучшением всех наших процессов. TAS GROUP продолжит свой рост и постарается стать самой технологичной и инновационной финтех-компанией в Казахстане и в мире в целом.

 

Дереккөз